Кельты

назад
Кельты (греч. Keltoi), близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов (К. Британии получили название бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения - Галлия. Кельтов, проникших в 3 в. до н. э. в Малую Азию, называли галатами.

В развитии материальной культуры Кельтов выделяют два последовательных периода: гальштатской культуры (900-400 до н. э.) и латенской культуры (2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.). Расселяясь, Кельты смешивались с местными племенами: иберами, иллирийцами, фракийцами и др. Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во 2 в. до н. э. с С. Италии, Кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев,от которых территория получила название Богемии). Наиболее значительными племенами Кельтов были: гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуринги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. В экономической жизни Кельтов большую роль играло земледелие и скотоводство; высокого развития достигло производство металлов, стекольное, кожевенное, керамическое производство, кораблестроение; вероятно, у них был изобретён тяжёлый плуг с резцом.

В искусстве Кельтов преобладал орнамент (геометрический, растительный, зооморфный) на металле - гравировка, а затем рельеф, сочетавшиеся с инкрустацией и эмалью. Сильно переработанные заимствования из античного искусства характерны для металлической и каменной скульптуры Кельтов (стилизованные маски, фигуры божеств и героев, зверей и птиц, фантастических существ). Постройки Кельтов большей частью примитивны: полуземлянки, простейшие каркасные хозяйственные сооружения, прямоугольные в плане святилища. Кельты (главным образом в южной Франции) строили укрепленные поселения ("оппидумы"), с каменными строениями, окруженные массивной стеной из блоков камня. Они превратились затем в города-крепости и торгово-ремесленные центры (Бибракта, Герговия, Алезия, Страдонице и др.).

Основной социальной ячейкой Кельтов были паги - территориальные округа отдельных кровнородственных общин. У Кельтов большим влиянием пользовались друиды-жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Племена Кельтов находились на разных ступенях разложения общинно-родового строя. Традиции родоплеменной организации были особенно сильны у белгов и аквитанских племён в Галлии и у Кельтов Британских островов. У наиболее развитых племён появились должностные лица-вергобреты, зарождалась налоговая система и др. атрибуты государственной организации. Междоусобные войны, ослаблявшие Кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть К. в 1 в. до н. э. за Рейн. Цезарь в 58-51 овладел всей Галлией. При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю, северная Испания, Галатия, а при Клавдии (сер. 1 в. н. э.) - значительная часть Британии. В составе Римской империи Кельты подверглись сильной романизации. Уже с 1 в. до н. э. у К. распространяется керамическая, стеклянная и бронзовая утварь римского типа, а затем возникают галло-римская архитектура и скульптура . Кельтские традиции орнаментики и обработки металла сохранились в 1-м тыс. н. э., особенно в Ирландии.

БСЭ

По описаниям древних историков кельты были высокого роста, с голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Характеризуя кельтов, в древности обычно отмечали, что они воинственны, отважны и ловки, но иногда по-детски наивны. Война будто бы была их страстью. Они любили битвы и приключения, равно как и забавы и пиршества. Очень сильно у них было развито воображение, а по сообщениям древних источников, и пристрастие к религиозным традициям. По словам Цезаря, это был народ непостоянный, всегда падкий на все новое и обладавшей большой способностью подражать всему, что он видел и чему мог где-нибудь научиться. Архелогические находки свидетельствуют о том, что кельты умели не только подражать чужим образцам, но что благодаря своим творческим способностям, они переделывали их наделяя их своим содержанием. Также у них было очень развито стремление к внешнему блеску и пышности.

Цезарь свидетельствует, что в кельтской Галлии было 3 основных сословия: друиды, всадники и народ. Жреческое сословие было замкнутым и ведало делами не только религии, но и пользовалось политическим влиянием, гораздо большим, чем сословие всадников. Этот институт был общекельтским, известным и на Британских островах, и в Галлии.

Какова была сущность их учения, философских и религиозных представлений, нам известно лишь отчасти. Они верили в бессмертие души; смерть, по их представлениям, означала не конец, а лишь середину долгой жизни. Под их покровительством находились священные дубовые рощи, а само слово "друид" возникло якобы от слова "дуб" ("дрис"). Все, растущее на дереве, они считали даром небес, а производимые в связи с этим действия - указаниями богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы, так как галлы исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные жертвы ночью, при лунном свете.

Кроме совершения жертвоприношений, иногда и человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более всего подходит для решения важных вопросов. Письмом друиды не пользовались, поэтому не оставили никаких письменных памятников.

Руны - это древняя кельтская магическая система, которая представляет основные силы природы в виде изображений (пиктограм). Самые ранние рунические формы встречаются вырезанными на камнях и стенах доисторических пещер. Руны вырезали также на дереве, украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей. Рунические символы использовали для предсказания и магии в основном северные народы, верившие в контакт с природными силами через призывание соответствующих рун.

По древнескандинавскому преданию руны являются даром бога Одина, который увидел их на 9-й день после того, как, пригвоздив себя копьем к Дереву Иггдрасил, познал величайшие таинства.

Традиционное толкование слова "руна" - "тайна", "шепот", "жребий". Самая древняя руническая система, так называемый "Старший Футарк", объединяет 24 руны, каждая из которых обладает определенным запасом магической силы. Старший Футарк получил свое имя от названия шести первых букв: F.U.TH.A.R.K. и делится на три группы ("атты" - "восьмерки"). От кельтов рунная грамота перешла к германским, а затем к скандинавским племенам. Разные племена создали разные модификации алфавита. Так, на Британских островах он состоял из 33 рун, в германских землях - из 24, а в Исландии - из 16.

Каждая руна имела собственное имя и связывалась с тем или иным божеством, предметом или явлением. Например, руна "Райдо" обозначает буквально "путь", "дорога". Обращаясь к этой руне, человек, возможно, просил доброй дороги себе или близким. Или, скажем, руна "Наутиз", к которой обращаются в случае нужды или бедствия. "Наутиз" значит "нужда".

Когда врачеватель, воин или охотник выкладывал руну из деревянных палочек или наносил ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или глиняный сосуд, он или она тем самым обращались непосредственно к той сущности, которую эта руна обозначает, чтобы воздействовать на нее определенным образом. Воин просил победы в бою, охотник привлекал добычу, врачеватель изгонял болезнь.

Выделяются еще неалфавитные магические руны: Свастика и Колесо . Они использовались в качестве символов зимнего и летнего солнцеворотов (21 декабря и 22 июня). Свастику чертили, когда желали себе и другим счастливого нового года, а Колесо - доброго урожая.

С течением веков начертание и значение рун менялось. Долгое время они служили только для магических целей и для гадания: древние кельты, сканидинавы и готы не знали письменности. Уже много позже руны стали приобретать значение букв, однако некоторые руны остались священными и не вошли в алфавиты.

В более поздне время руны стали использовать для создания календарей из чисто практических целей. Они были распространены по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok ("rim" - календарь, "stok"- палка). В Скандинавии такие календари использовались до середины 19 века, в Карелии и северных районах России - значительно дольше.

Интересным кажется и другой вариант происхождения рун. Возможно, какие-то знаки использовались древними жителями Европы, праиндоевропейцами. Некоторые знаки забылись, некоторые, потеряв свой смысл, остались в орнаментах (например, руны "Гебо" , "Ингуз" и "Альгиз"). Такие знаки, как Свастика, сохранив смысл, употреблялись отдельно. Некоторые знаки древнеевропейских наскальных изображений совпадают с буквами средиземноморских алфавитов. Это может означать общие или близкие источники.

С точки зрения сохранности мифологии скандинавы подобны кельтам. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительными из этих периодов явились: Период великого переселения народов (3 – 5 вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (5 – 8 вв. н. э.) с его великолепно украшеным оружием; Век викингов (конец 8 – 11 вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревяной резьбы.

С другой стороны, это тексты. Скандинавы имели Исландию, ставшую для них таким же резерватом мифологии, каким для кельтов явилась Ирландия. (Вообще замечено, что на островах чаще сохраняются реликтовые формы, и не только культуры, но и природы). И вновь, позитивную роль здесь сыграло христианство с его традиционной ученостью. В 13 в. н. э. В Исландии были созданы две замечательные книги. Это "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен. Вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного корпуса мифов. При этом очень важно, что обе "Эдды" включают важнейшие креативные и эсхатологические мифы. К этим памятникам примыкает и “Деяния датчан” датского историка Саксона Грамматика (также упоминающего древни богов, хотя и в эвгемерическом ключе) и ряд скальдических стихов. Временной разрыв между текстуальным и изобразительным материалом не столь велик как у кельтов, что также облегчает изучение мифологий.

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов.

В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией ( "Зеленая страна"), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид.

В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им "Винланд"("Виноградная страна"). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона.

После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину. Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю.

В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

назад
Hosted by uCoz