Живопись

назад
С усилением национально-освободительного движения в 19 в. появляется исландская живопись — портрет (Сигурдур Гудмундссон) и пейзаж (Тоураринн Торлаухссон, Аусгримур Йоунссон), в котором образы дикой, нетронутой природы Исландии становятся символами национального пробуждения. Яркой национальной романтикой проникнута реалистическая живопись 20 в. — образы суровой северной природы (Кьярваль, Йоун Стефаунссон), народных сказок и легенд (Гудмундур Торстейнссон), картины из жизни трудового народа — крестьян и рыбаков (Кристин Йоунсдоуттир, Гунлёйгур Шкевинг); темы истории, жизни и фольклора исландского народа правдиво воплощены в скульптуре разностороннего мастера Эйнара Йоунссона, Аусмундура Свейнссона, Сигурйоуна Оулафссона. В современной живописи наряду с реалистической традицией (Сигурдур Сигурдссон) распространены модернистические течения (Снорри Аринбьярнар, Торвальдур Скулассон). Характерные виды народного творчества — резьба, вышивка, вязание.

"Вечные льды и жар недр, залитые лавой пустынные плато и величественные горы, широкие равнины и бесчисленные водопады, более 30 действующих вулканов и 300 горячих источников - все это накладывает неизгладимый отпечаток на образ жизни и образы искусства Исландии", -

Не удивительно, что у истоков современного исландского искусства стоял именно пейзаж. Образ "страны широких просторов" рождался в начале ХХ века в панорамных ландшафтах романтиков Тоураринна Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона. Интерес к пейзажу вспыхнул в связи с ростом национального самосознания и борьбой страны за независимость (Исландия лишь в 1944 году получила полную самостоятельность от Дании). В эту эпоху изображение родной природы стало для исландцев воплощением национальной идеи.

Пионеры исландского искусства "создали новый визуальный мир для своего народа", и на десятки лет в стране утвердился приоритет пейзажного жанра. Вернувшись на родной остров, обратился к пейзажу и классик национальной живописи Йоханнес Кьярваль, прошедший в Европе через горнило авангарда. У Кьярваля, владевшего арсеналом модернизма, традиционная тема обрела неповторимую выразительность.

По его стопам следовали в предвоенные годы Йоун Стефаунссон и Юлиана Свейнсдоухтир, в чьем творчестве на смену идеализированным видам начала ХХ века пришли жесткие пустынные ландшафты - ледники, плато с застывшей лавой, суровые горы и пески.

Абстрактная живопись в середине ХХ столетия возобладала в Исландии, как и на Западе в целом. Но и ей не удалось вытеснить пейзаж из национального искусства. Явственно влиял жанр пейзажа на станковое и концептуальное искусство Исландии 1960-70-х, передался "виртуальному" искусству и инсталляциям последних лет.

По сей день лирический ландшафт остается доминантой творчества национальных авторов при всем обилии направлений и стилей. Через природные мотивы художники подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо открыто противопоставляют себя традиции. В любом случае, родная природа присутствует в их произведениях как всеобъемлющая сила, с которой каждый пребывает в вечном диалоге.

назад
Hosted by uCoz