РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА НОВОСТИ ВЕРА БОГОСЛОВИЕ ЛИТУРГИЯ ПРОПОВЕДЬ ПИСАНИЕ И ПРЕДАНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ СТАТЬИ, ЭССЕ ИСТОРИЯ ЛЮДИ ДОКУМЕНТЫ СЛОВАРЬ КАТАЛОГ ПОЧТА Общие сведения о лютеранстве Как известно, лютеранство относится к христианским конфессиям, являясь одним из главных течений в протестантизме. Именно оно было первым течением, возникшим в период Реформации — религиозного, политического и общественного движения XVI века, отразившего рост национального самосознания народов Европы. Различные социальные и политические силы, принимавшие участие в ходе реформационного движения в Германии, объединяла идея создания национальной, независимой от Рима церковной организации, ведения богослужения на немецком языке. Выражая интересы общества и заботясь о воспитании верующих в духе своего учения, идеолог Реформации в Германии Мартин Лютер пытался достигнуть преобразования церкви путем проведения реформ. Практической реализации этой цели послужило создание им сборника немецких церковных проповедей и перевод Библии на немецкий язык. Тонкое понимание Лютером народного языка обусловило то, что выполненный перевод Нового и Ветхого Завета стал основой для формирования общенемецкого литературного языка и имел большое значение для развития немецкой литературы и культуры вообще. Реформация стала возможной в силу ряда сложившихся условий: упрочившейся светской государственности, независимой от Рима; ослабления влияния на население главного вероисповедания западного христианства — католицизма; из-за упадка нравов среди католического духовенства, а также вследствие развития гуманистических идей и роста повсеместного недовольства папством. Иллюстрацией массового духовного подъема людей служат сообщения очевидца, писавшего, что «все, кто умел читать по-немецки, жадно читали и перечитывали Новый Завет»,«ходили из города в город, из селения в селение, проповедуя Евангелие» [136, 94]. Завершившись успехом в Германии, Реформация послужила примером создания национальных церковных организаций и в других странах. В настоящее время лютеране имеют в некоторых странах по нескольку лютеранских церквей, часто объединяющих лиц определенной национальной принадлежности [191, 88]. Те лютеранские церкви, которые включают в свой состав лиц различных национальностей, продолжают обычно сохранять национальные традиции. Сегодня в мире насчитывается 192 лютеранские церкви, объединяющие приблизительно 75 млн. лютеран, из которых около 50 млн. входят во Всемирный лютеранский союз, ведущий свою деятельность с 1947 года [189,151]. Распространившись в среде разных этносов в различных странах мира, лютеранство заняло наиболее прочные позиции в Европе. Лютеране составляют более половины верующих в Германии, подавляющее большинство населения в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и на Фарерских островах. В таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, в которых к лютеранским организациям соответственно относится 97% и 96% населения, лютеранской церкви придан государственный характер [21,214,219,224,244,258,275]. Подавляющее большинство образуют лютеране также в Швеции и Финляндии (соответственно 95% и 90%). В первой из названных стран лютеранская церковь пока занимает положение государственной, хотя и принят закон, предусматривающий постепенное отделение церкви от государства [191,88]. Вследствие эмиграции немцев из Германии, лютеранское вероисповедание проникло на территорию России. От немецких лютеранских церквей российские немцы переняли опыт устройства церковных организаций и управления духовными делами, в Россию также приглашались пасторы для обслуживания лютеранских общин. В ходе наблюдаемого сейчас возрождения лютеранства в России лютеранские церкви ряда европейских стран, в особенности Германии и Финляндии, а также США, наряду с международными лютеранскими организациями оказывают активную поддержку российским лютеранам. В СССР по численности верующих лютеранство после баптизма представляло собой самое значительное из протестантских вероисповеданий [359,70], прежде всего за счет живущих в нашей стране немцев, а также эстонцев и латышей. Большинство лютеран России — лица немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском Крае, Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге, финны, расселенные в Карелии, Ингерманландии, Сибири (латыши, эстонцы). Есть лютеране и среди русских. Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: «Послание к христианскому дворянству германской нации», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении церкви» [128; 129; 348]. В них он проводит идею о всеобщем священстве, говорит о праве каждого христианина самостоятельно толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви и набрасывает состоящий из 27-ми пунктов общий план реформы. Кроме того, Лютер излагает учение о спасении одною верою и дает лютеранское толкование таинств. Позже были подготовлены специальные книги, объясняющие основные вопросы лютеранского вероисповедания. Евангелическо-лютеранская церковь с самого начала исповедовала учение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов, Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры и особых книгах лютеранской церкви: Аугсбургском исповедании, составленном ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном; Шмалькальденских артикулах, созданных Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся Вселенском соборе; Катехизисах Лютера: большом — для учителей и пасторов (1528) и малом — для народа (1529) и Формуле согласия, написанной с целью примирения образовавшихся в лютеранстве партий [324; 242]. Все эти произведения были собраны в одну книгу под названием «Книга согласия» в 1580 году. Из перечисленных лютеранских книг на русский язык на сегодняшний день переведены Аугсбургское вероисповедание, Краткий катехизис и Большой катехизис Лютера [110,285]. Будучи одной из деноминаций протестантизма, лютеранство обладает главными особенностями всех протестантских церквей, основным авторитетом для которых служит исключительно Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый Заветы. Как известно, в отличие от протестантизма, православие и католицизм придают также большое значение Священному преданию (писаниям святых отцов и постановлениям церковных соборов), которое большая часть течений протестантизма не признает вообще. Одна из характернейших особенностей протестантизма — наличие в нем положения, провозглашающего важнейшим условием спасения личную веру человека, которая характеризуется признанием истинности фактов Священной истории и рассматривается как перерождающая человека духовная сила. Лютеране учат, что прощение грехов и оправдание перед Богом происходит не по содействию духовенства и через выполнение формальных религиозных обрядов, заслуги и личные действия, умилостивляющие Бога, а по благодати Христа, верой: «Если мы веруем, что Христос пострадал за нас и что Его ради нам оставляются грехи, даруется оправдание и жизнь вечная» [296,44-45]. Из догмата об оправдании верой вытекает требование всеобщего священства и равенства всех верующих перед Богом, что ведет к упразднению особого сословия священников, наделенного божественной благодатью, и дорогостоящей римской курии с властью римского папы. Учение о непосредственной связи человека с Богом без посредничества церкви полагало, что каждый верующий имеет право свободно читать и толковать Библию, и ограничивало вместе с тем роль священника. По Лютеру, все христиане — священники [181,1542]. Под существующей во все времена единой Святой христианской церковью в лютеранстве признается собрание всех верных, где неискаженно проповедуется Евангелие. Церковь таким образом является не видимым обществом верующих в Иисуса Христа, организованным по определенным законам внешним образом, а невидимым обществом святых, оправданных и возрожденных, всех истинно верующих, которые составляют духовное священство [296,46-48; 110,174]. В отличие от православной и католической церквей центральный догмат всех протестантских исповеданий считает единственным средством стать угодным Богу исключительно выполнение мирских обязанностей, так как они определяются для каждого человека его местом в жизни и становятся для человека его призванием [28,97]. Идеи Лютера, который был ранее монахом-августинцем, формировались во время его жизни в монастыре, где он, предавшись аскетическим упражнениям и изучению схоластической литературы, пришел к выводу о маловажности внешнего исполнения церковных обрядов по сравнению с личной верой в Иисуса Христа. Выступление против монашества было также реакцией на упадок нравов католических монахов, формальное отношение к исполнению церковных обрядов. Лютер выступил против подавления естественных потребностей человека, ограничения его свободы. В 27-м артикуле Аугсбургского вероисповедания о монастырских обетах приводились следующие выводы: поскольку «ежедневно в монастырях поступали вопреки слову Божию, послушание и учение оскудели; монастырские обеты были изобретены, дабы с помощью насильственного порядка восстановить дисциплину; многие люди оказывались в монастырях по неведению, хотя они и были особенно молоды, все же недостаточно взвесили и осознали вопрос; юношей и девушек нередко упрятывали в монастырь, чтобы обеспечить их материальное существование» [296,104-107]. Следование монашеским обетам, как и выполнение других излишних дел, противоречило общей доктрине лютеранства о призвании людей, специфической склонности лютеран к экономическому рационализму. С точки зрения лютеранского вероучения, монашеские обеты, соблюдение постов, невкушение определенных видов пищи, выполнение различных церковных обрядов и следование обычаям не искупают грех, не способствуют обретению Божественной благодати. Напротив, при бремени на совесть, из-за невозможности соблюдения всего этого загораживается все христианское учение о более важных делах, таких как вера, утешение в тяжелом духовном борении. Некоторые необходимые дела из-за частоты их свершения оценивались как светские и бездуховные. Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумевались дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: «Отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облеченные властью должны управлять землей и людьми» [296,96-104]. Лютеранство не отвергает пользу других добрых дел, однако учит, что они должны совершаться не в расчете заработать ими благодать, а ради Бога и во славу Божию, поскольку через веру даруется Святой Дух и сердца становятся способными совершать добрые дела [296,68-69]. В лютеранстве отразилась также характерная для протестантизма тенденция к уменьшению числа таинств, вызванная в период Реформации недовольством широких масс платой за обряды и борьбой за дешевую церковь. Из семи таинств, которые признает православная и католическая церковь, у лютеран совершаются два: крещение и причащение. На исповедь в лютеранстве не выработалось единой позиции. Брак, рукоположение, конфирмация и соборование выполняются лишь как обряды. Крещение по правилам совершает пастор, однако в случае крайней необходимости это долг и право всякого христианина (как, впрочем, и в католицизме и православии). На свободное усмотрение верующих отдается способ крещения: это может быть обливание, погружение или окропление. В отличие от баптистов лютеране признают крещение детей правильным, поскольку через него ребенку даруется благодать [110, 226-239]. В противоположность некоторым другим протестантам лютеране считают, что во время Причастия в хлебе и вине присутствуют истинные Тело и Кровь Иисуса Христа, хотя при этом хлеб и вино не превращаются в Тело и Кровь Христовы, но «все время хлеб остается хлебом, а вино вином» [110,259-266]. Брак по лютеранскому учению — установленное Богом соединение жизни мужчины и женщины. Служа основой упорядоченного общества, он выступает лишь как исполнение гражданского и естественного закона и не является таинством [110, 89-92]. В силу того что обет целомудрия монахов и священников приводил к многочисленным прелюбодеяниям и мешал реализации человеческого призвания, лютеране относятся к нему отрицательно. Лютеране обосновывают на Божественном слове и заповеди право священников и других духовных лиц вступать в брак. Первый пример такого отношения к браку показал сам лидер Реформации, заключив в 1525 году брачный союз с бывшей монахиней Екатериной фон Бора, бежавшей из монастыря [136,94]. Развод по лютеранскому вероучению, в отличие от более строгого отношения к нему католицизма, допустим в двух случаях: неверности одного из супругов или если решение развестись исходит от неверующего [ПО, 92]. Согласно лютеранскому учению о священстве всех истинно верующих во Христа, в церкви существует понятие Власти Ключей, под которой понимается духовная власть, осуществляемая словом Божьим, которую Христос дал всей Церкви своей на земле, так что всякий христианский приход имеет ее с полным правом [110,243-254]. Однако публичное учение или проповедование в церкви или приобщение таинств требует установленного в законном порядке призвания. Мартин Лютер, призывая отличать функцию проповедника или служителя от общего священства всех христиан, установил особый класс совершителей богослужения и проповедников, чин их избрания и посвящения [19,255]. В уставе Евангелическо-лютеранской церкви определяются особые служения, для которых необходимо благословение избранных на это. Благословение совершается во время богослужения перед общиной. В органисты и регенты хора обычно посвящает пастор общины. Церковная должность вверяется ему полностью. Церковь по Аугсбургскому вероисповеданию имеет право призывать на пасторское служение мужчин, способных и подходящих для этой должности (74). В ныне действующем уставе определено, что на все эти должности могут назначаться как мужчины, так и женщины, конкретное решение принимается исходя из принципа целесообразности. В Евангелическо-лютеранской церкви известны случаи, когда в пасторы рукополагались женщины. В России в советский период при нехватке квалифицированных кадров в роли пасторов иногда выступали лица недостаточно подготовленные, без полагающейся процедуры рукоположения [353,76]. В некоторых лютеранских церквах существует епископат [296,120-141]. Однако лютеранский епископ коренным образом отличается от католического или православного, — это выборное лицо, высший духовный чин, возглавляющий официально церковь. В отличие от католиков и православных, у протестантов титул епископа не является пожизненным, его присвоение не означает таинства священства, а есть назначение или избрание на должность. Помимо епископов в лютеранской церкви существуют суперинтенденты, возглавляющие епархии, пробсты, осуществляющие руководство объединением общин, и пасторы, работающие в приходах. Особым обрядом в лютеранстве является конфирмация — публичный акт со стороны молодых людей, выражающий сознательное принятие веры в Иисуса Христа и включение в состав религиозного общества. Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (1832 год) требовал от юношей и девушек, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию, до приобщения святых тайн получить наставление в законе Божьем и осуществить конфирмацию в возрасте не ранее 15 и не позже 18 лет [242, пп. 31,33]. Надо отметить, что обычай обязательной конфирмации по достижении совершеннолетия предполагал умение читать и писать, вследствие чего лица лютеранского вероисповедания получали необходимое образование. Как обряд выполняется в лютеранстве и соборование. В некоторых своих высказываниях Лютер признавал третьим таинством отпущение грехов (исповедь). Не отрицая исповеди, лютеранство трактует ее достаточно широко, выделяя несколько ее видов: постоянная исповедь перед Богом, исповедь любви перед ближним, частная исповедь перед ближним, частная исповедь перед пастором, общая исповедь при богослужении и исповедание явного грешника, являющиеся обязанностью пастора [НО, 254-259]. В свете подчеркнутой в лютеранстве личной ответственности человека перед Богом в этом вероисповедании подчеркивается важность непрерывной исповеди, когда при постоянном сознании себя виновным во всех грехах обретается прощение через Божью благодать, без дополнительного объявления от кого-либо. В соответствии с учением о всеобщем священстве всех верующих, как и в случае с крещением, при чрезвычайных обстоятельствах отпущение грехов помимо пастора может дать и любой верующий [НО, 255]. Чин общественного богослужения, церковные обряды и обычаи подробно определяются в особом сборнике — агенде [289]. В отличие от православной и католической церквей, богослужения у лютеран проводятся значительно реже [242, пп. 6, 7], обычно по воскресеньям и в праздничные дни, а Причастие совершается один раз в месяц. Посещение церкви не входит в строгую обязанность лютеранина, занимая второстепенное место по сравнению с хранением им личной веры. Положения лютеранского вероучения нашли отражение в культе, по сравнению с православной и католической церквами существенно упрощенном [189,150-151]. Лютеранская церковь отличается скромным внутренним убранством, что обосновывается теологически: «Бог должен быть в душе». Наряду с непритязательным внешним видом церкви, ее интерьера, для лютеран характерно упрощение церковного ритуала. Богослужения обычно совершаются в храме, который намного проще католического. В нем допускается настенная живопись. В алтаре может быть икона (однако почитание икон отсутствует). Вместе с тем, лютеранские пасторы, в отличие от служителей других протестантских церквей, имеют особое облачение, хотя оно значительно скромнее, чем в англиканской и католической церквах. У лютеран отсутствует такое, как в католицизме, почитание богоматери, ангелов, святых, культ мощей и святых реликвий. В то же время лютеранские церкви, как и англиканские, носят названия святых, а лютеране отмечают праздники апостолов, Иоанна Крестителя, архангелов и ангелов. Аугсбургское вероисповедание учит, что святых надлежит вспоминать, чтобы укрепить веру, но из Священного Писания нельзя доказать, что святых следует призывать или искать у них помощи [296,70-71]. Разница в культе, характеризующемся простотой, рациональностью, некоторым обмирщением, отразилась на богослужении, которое в лютеранской церкви отличается от римско-католического [274; 323]. Наряду с общими для лютеранства и католицизма структурными элементами литургии: приветствием паствы, общим исповеданием грехов, чтением молитв «Отче наш», «Символ веры», в лютеранском богослужении имеется и существенная специфика. Так, в нем гораздо большее значение имеет проповедь, являющаяся обязательной и основной его частью. Приближенная к жизни людей, она носит характер философского ее осмысления. Участие всех прихожан в богослужении достигается общим исполнением духовных песнопений, часть которых используется со времен Лютера, который сам являлся их сочинителем [368]. У лютеран отсутствует приветствие престола и святых даров, состоящее из трех актов почитания: поклона, поцелуя, каждения. Они, как и крестное знамение у католиков, считаются в лютеранской церкви внешними ненужными действиями. По сравнению с большинством других протестантских вероисповеданий (например, кальвинизмом) лютеранство гораздо менее решительно порвало с католицизмом. Лютеранство сближают с католицизмом некоторые общие черты, — как в догматике, так и в культе. Как и католики, лютеране исповедуют Символ веры с филиокве — сформулированным впервые на Толедском церковном соборе в 589 году добавлением к христианскому Символу веры, по которому Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына [92,275]. Следуют лютеране за католиками и в использовании в причастии опресноков. То и другое отличает их от православных, признающих исхождение Святого Духа лишь от Бога-Отца и причащающихся квасным хлебом. Лютеране, как и католики, проводят обряд конфирмации, который, правда, в отличие от католиков, не является у них таинством, а считается обычаем, вводящим молодого христианина в состав общины верующих. Сходным образом проходит у лютеран и католиков обряд крещения, не требующий троекратного погружения в воду, как у православных. В лютеранских церковных организациях, как и в католических, существует своя иерархия. С православными лютеран объединяет отсутствие веры в чистилище (по католическому вероучению, место очищения, в котором еще не вполне чистые души очищаются через страдания, чтобы войти в рай) [1, 340], разрешение духовенству вступать в брак и наличие независимых национальных церквей [40,18; 191,62,64]. Как и верующие других конфессий, лютеране отмечают религиозные праздники, число которых, в отличие от православия и католицизма, сокращено. Некоторые из них общеприняты в христианских церквах: Рождество Христово Богоявление, Воскресение Господне (Пасха), праздник Пятидесятницы. К особым праздникам лютеран относятся: День Аугсбургского вероисповедания (25 июня) и день Реформации (31 октября) [110,285; 185,24; 242, п. 99]. Устройство и организация Евангелическо-лютеранской церкви заметно отличает ее от других христианских, в особенности непротестантских конфессий. Положения относительно управления Евангелическо-лютеранской церковью содержались уже в первых книгах о лютеранском вероучении. Наиболее существенными чертами организации лютеранской церкви являются: подчиненность светским властям, коллегиальность, самоуправление, большая роль мирян в управлении, наличие национальных традиций, выборность руководства. Как известно, Лютер довольно быстро вступил в союз с территориальной властью, ища в ней опору для реализации своих целей. Организация лютеранской церкви, ставшая подчиненной территориальной власти, сильно отличалась от первоначального плана Лютера создать систему религиозных общин на демократических началах [57,331]. По Аугсбургскому религиозному миру, заключенному на рейхстаге в 1555 году, князья получили официальное право определять религию своих подданных. Впоследствии этот принцип был выражен в формуле: «Чья власть, того и вера». Что касается принципов управления протестантскими приходами и их устройства, то об этом должны были заботиться представители светской власти — короли, князья, курфюрсты и др. Изданные королями и курфюрстами уставы, законы и парламентские акты в какой-то степени заменили в протестантизме и, в частности, в лютеранстве постановления вселенских и поместных соборов [24,7]. Образцами для действовавших в XIX веке положений об управлении духовными делами протестантов в России послужили главным образом прусские законы. По ним глава государства признавался и главою церкви, так как ему принадлежала власть над всем, что находилось в пределах его государственной территории. Если во внешних делах церкви он осуществлял свою власть через общегосударственные законодательные учреждения, то во внутренних делах — через специальное церковное управление [24,9]. В России подчинение Евангелическо-лютеранской церкви светской власти проявлялось в утверждении ее устава императором, который также назначал президента и вице-президента Генеральной лютеранской консистории. По распорядительным делам Генеральная консистория подчинялась министерству внутренних дел, а по судебным — правительствующему сенату. Она должна была испрашивать разрешение высшей власти в делах, требующих сношений с другими министерствами, губернаторами, главными начальниками, отдельными подразделениями государственного управления. Кроме того, ей нужно было предоставлять органам государственного контроля установленную отчетность с соблюдением всех кассовых и ревизионных правил. На заседании Генерального лютеранского синода председательствовать должно было лицо лютеранского вероисповедания, назначенное императором. На рассмотрение императора также представлялись все рассуждения и заключения синода. Члены синода могли быть уволены высочайшим повелением по докладу министра иностранных дел [24,218-220,226]. В то же время светская власть должна была создавать условия для существования лютеранской церкви в России. Президенту и прочим светским чинам Генеральной консистории и чиновникам ее канцелярии присваивались пенсии, предоставлялось право на путевое пособие. Высшая власть финансировала постройку лютеранских церквей и обеспечивала пасторов казенным жалованьем [98,153; 158,35]. Отделение церкви от государства по декрету 1918 года лишило церковь материальной поддержки. Коллегиальный характер управления Евангелическо-лютеранской церковью прежде всего выражался в существовавшем строе исполнительной власти, которую осуществляли коллегиальные учреждения — консистории. Исполнительные же органы общих приходских собраний создавались в виде комитетов, приходских советов. Консисториальное управление в лютеранских церквах было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году, и с того времени консистории постепенно стали появляться в немецких протестантских государствах. По действовавшим в XIX веке в России законам все лютеранские приходы, за исключением находившихся в Закавказье приходов иностранных поселенцев, состояли в ведении пяти консисторий: Санкт-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской [242, пп. 290,291,292]. По действующему в России в настоящее время Уставу Евангелическо-лютеранской церкви ее высшим органом является Генеральный синод. Исполнительная власть принадлежит Консистории, надзор за которой осуществляется епископом и Епископским советом. Епископ избирается из числа пасторов церкви Генеральным синодом и ему подотчетен. В управлении лютеранской церковью большую роль играют миряне. Догматической основой роли мирян служит признание священства всех верующих. Лютеранская консистория по уставу ЕЛЦ1832 г. состояла из светского президента и светских заседателей, число которых было одинаково с числом заседателей духовных. По ныне действующему уставу ЕЛЦ синод епархии составляется таким образом, чтобы в нем были представлены наряду с пасторами и проповедниками также и миряне, причем они должны составлять не менее трети членов. В уставе Евангелическо-лютеранской церкви России записано, что «все крещеные христиане получили благодать и на основании всеобщего священства крещеных и верующих участвуют в миссии и служении церкви». Основой Евангелическо-лютеранской церкви являются общины. Собрание общин созывается не реже одного раза в год. Эти собрания образуют все полноправные члены общин. Руководство общинами осуществляют их церковные советы. Несколько общин одного круга образуют пробства, которые, в свою очередь, объединяются в епархию. Понятно, что первоначально лютеранские общины в разных странах не могли иметь единообразную, стройную общецерковную организацию, поскольку светские власти этих стран издавали различные уставы. Правда, в отдельных государствах лютеранским общинам предоставлялось право на внутреннее самоуправление и самостоятельное устройство внутренней церковной жизни, в результате которого эти общины могли по своему усмотрению устраивать в той или иной форме свою религиозную жизнь. Впоследствии, благодаря соглашениям представителей различных общин, в немецких странах сложился единый тип самоуправления лютеранских приходов, и высшая власть в них стала принадлежать общему собранию прихожан. Своеобразие положения Евангелическо-лютеранской церкви в России объяснялось условиями ее существования. До эпохи Петра Великого лютеранские общества управлялись без всякого участия правительства [158,1]. При Петре указом 1721 года в присоединенных к России Лифляндии и Эстляндии за лютеранским населением, его церквами и школами сохранились привилегии, которыми они пользовались при шведском владении. В остзейских губерниях продолжали действовать прежние основные постановления относительно церковного управления, в том числе устав 1634 года для Лифляндии, общий шведский устав 1686 года и Курляндский церковный устав 1570 года [158,5]. В ходе Северной войны (1700—21) у Швеции также была отвоевана земля, называемая Ингерманландией, население которой исповедовало лютеранство, воспринятое от шведов [288, 5-6]. Ингерманландская церковь в 1641 году была утверждена в качестве отдельного епископата [253, 548]. В общий для лютеранских церквей свод церковных законов было введено специальное руководство для финских приходов Ингерманландии. Особое епархиальное управление имела и Финляндия, ставшая частью Российской империи [24,226]. С проведением реформ Петра все управление делами Евангелическо-лютеранской церкви было поручено Юстицколлегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел, которая ведала тогда и римско-католическими приходами. Позже, когда манифестом от 25 июля 1810 года было учреждено Главное управление духовных дел иностранных исповедании, от юстицколлегии были отделены все дела по протестантским вероисповеданиям, относящиеся к государственному праву и административной части. В 1819 г. высочайшим указом в лютеранской церкви было установлено епископское достоинство и повелено учредить Евангелическую генеральную консисторию в Санкт-Петербурге. Для противодействия сектантству и утверждения положения Евангелическо-лютеранской церкви в России по просьбе лютеранского духовенства в 1832 году был издан устав ЕЛЦ. Число пробстских округов в России в то время составляло: 3 — в Ингерманландии, 8 — в Лифляндии, 8 — в Эстляндии, 7 — в Курляндии, 1 — в Виленской губернии, 2 — в Саратовских колониях и 2 — в немецких колониях Южного края [242, п. 264]. Развитие лютеранства на территории собственно России (в Московском и Петербургском консисториальных округах) было тесным образом связано с Прибалтикой [373,1].Так, первая лютеранская община в Москве была создана лифляндскими лютеранами. Церковный устав, введенный в 1832 году, являлся результатом усилий балтийских церковных служителей. Наконец, большая часть лютеранских пасторов в России закончила богословский факультет университета в Дерпте (нынешнем Тарту). Эмигранты из Прибалтики создали в России эстонские и латышские лютеранские общины. Образовавшиеся в Латвии и Эстонии самостоятельные лютеранские церкви ныне покровительствуют своим братьям по вере — эстонцам и латышам, живущим в России. В возрождении в России лютеранских общин активнейшее участие принял латышский епископ Калнынь. Октябрь 1917 года, положив конец тесной связи церкви с государством, вынудил все церковные организации учесть новое положение. Состоявшийся в 1924 году Генеральный синод принял основное положение, оставшееся в силе вплоть до 1990-х годов. Ныне существующая Евангелическо-лютеранская церковь сохраняет традиции лютеран России с XVI века и церкви, которая впервые конституировалась в 1832 году, была преобразована в 1924 году и вновь организована в 1989 г. после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений. Базируясь на общих догматических основах лютеранского вероучения, существующие в России лютеранские общины в силу исторических условии своего появления являются носителями прежде всего скандинавской и немецкой традиций с определенной спецификой для латышских, эстонских, финских, шведских и немецких общин. С догматической точки зрения различие состоит в том, что церкви Прибалтики, как и церковь Финляндии, сохранили апостольское правопреемство, переняв его от лютеранской церкви Швеции, в которой Реформация, в отличие от Германии, его сохранила. Соответственно рукоположение пасторов латышских, эстонских и финских общин, совершенное по всем каноническим правилам, должно признаваться за действительную божественную благодать, передаваемую от первых апостолов. Некоторые различия наблюдаются и в одеянии лютеранских священников. В облачении пасторов Церкви Ингрии, официально возрожденной в России в 1992 году, чувствуется влияние финнов, поскольку принято одеяние (альба) белого цвета. В общинах же немецкой и латышской традиции священники надевают черный талар и маленький белый галстук с двумя короткими концами равной длины. Естественны и различия в языке богослужений; в зависимости от этнической принадлежности прихожан они совершаются на латышском, эстонском, шведском и немецком языках (для эмигрантов, утративших родной язык, или русских лютеран либо осуществляется параллельный перевод, либо проводится дополнительное богослужение). Различия наблюдаются в праздниках и памятных днях. К примеру, в немецкой по традиции Евангелическо-лютеранской церкви России отмечается день памяти жертв репрессий, Церковь Ингрии празднует в ноябре день всех святых, особый день поминовения усопших имеется летом у латышей, финны и эстонцы почитают день св.Иоанна. Gaudeamus