Bнешняя и внутренняя политика

назад

Внешняя политика

Основные направления внешнеполитического курса Исландии определяются членством страны в НАТО, военно-политическим сотрудничеством с США, а также многосторонними связями с североевропейскими странами.

На Мадридском саммите в июле 1997 г. Исландия всецело поддержала расширение альянса на Восток в форме, предложенной США, а на Вашингтонском саммите 1999 г. - одобрила все решения Совета НАТО, включая новую стратегическую концепцию. Исландское руководство продемонстрировало полную поддержку действиям НАТО в отношении Югославии.

Участие в блоке неразрывно связано с другим направлением внешнеполитической деятельности Исландии - сотрудничеством с США в области безопасности, что выражается в наличии на территории страны американской базы в Кефлавике, в соответствии с заключенным в 1951 г. бессрочным двусторонним соглашением об обороне.

Эти стратегические ориентиры были дополнены присоединением страны в 1992 г. к Западноевропейскому союзу в качестве ассоциированного члена. В настоящее время у политической элиты страны всё большую озабоченность вызывают планы интеграции ЗЕС в ЕС из опасений, что это ещё больше отдалит Исландию, не являющуюся членом ЕС, от участия в процессе выработки решений в области безопасности и обороны.

Приоритетным направлением внешней политики страны по традиции является северное сотрудничество. Исландия - член Баренцева-Евроарктического совета (СБЕР), Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Арктического совета (АС).

В 1999 году Исландия председательствовала в Северном Совете, и при сохранении упора на традиционные для себя направления работы, такие как охрана окружающей среды и рациональное использование биоресурсов моря, по инициативе Исландии в повестку дня проведённых под эгидой Северного Совета мероприятий включены актуальные для них вопросы- отношения с ЕС, расширение ЕС и т.д. В период председательства в СМСС по исландской инициативе была принята "Рабочая программа СМСС для сопредельных территорий" (к ним отнесены страны Балтии и регионы российского Севера и Северо-запада).

Наблюдался некоторый рост активности Исландии и во время её председательства в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ, май-ноябрь 1999 г.). Значительное место в деятельности СЕ в период исландского председательства заняла косовская проблематика, вопросы расширения Совета и его структурной реорганизации.

Исландия приветствует достигнутый значительный прогресс в области разоружения, особенно в части, касающейся снижения роли ядерного оружия. Являясь активным участником Договора о нераспространении ядерного оружия, она выступает за достижение договоренности о всеобщем запрещении ядерных испытаний.

Исландия поддерживает усилия к активизации роли ООН в мировых делах в качестве одного из основных инструментов по предотвращению и урегулированию международных конфликтов. Исландия планирует добиваться включения себя в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена в 2008-2009 гг.

Она является участником общеевропейского процесса, в частности, приняв в последнее время решение об активизации своей деятельности в рамках ОБСЕ.

Исландия не ставит своей целью вступление в ЕС, намереваясь строить отношения с ЕС на основе соглашений и в рамках ЕЭП. Одновременно она подписала соглашения с государствами-участниками Шенгенских договоренностей и стала ассоциированным членов этой организации в ее обновленном виде. Правила "Шенгена" вступят в Исландии в действие с 1 октября 2000 г.

Одним из важнейших направлений своей внешнеполитической деятельности Исландия считает вопросы охраны окружающей среды (в первую очередь, борьбу с загрязнением морской среды), а также вопросы обеспечения прав человека. Однако на Конференции ООН, посвященной проблеме предотвращения парникового эффекта в Киото (Япония, декабрь 1997 г.), делегация Исландии сосредоточила свои усилия на признании необходимости увеличения для Исландии квоты выбросов веществ, вызывающих парниковый эффект, с учетом использования здесь возобновляемых источников энергии и ее особого положения как малой экономической системы.

Исландия и Россия

В декабре 1994 года была подписана Декларация об основах отношений между Россией и Исландией, впервые зафиксировавшая близость или совпадение позиций стран по основным международным вопросам. Имеется приглашение исландской стороны министру иностранных дел России посетить Исландию с официальным визитом. В апреле 1999 года, впервые после долгого перерыва, состоялись политические консультации МИД наших стран на уровне зам. министра и директора департамента.

В сентябре 1999 г. состоялся рабочий визит Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Исландию, В ходе визита подписан Меморандум о межмидовских консультациях.

Встречи и переговоры с главой правительства провели в Рейкьявике заместитель председателя Правительства России В.И. Матвиенко (октябрь 1999 г.) и Председатель Госкомрыболовства Н.А. Ермаков (август 1999 г.).

Исландия не только официально подтвердила свою готовность развивать с демократической Россией стабильные, долгосрочные отношения, базирующиеся на принципах равноправия и взаимной выгоды, но и выступает за налаживание практических связей в экономической и торговой областях с учетом новых условий хозяйствования в России.

В последнее время активизировался процесс обновления законодательной базы российско-исландских отношений. В декабре 1998 г. подписано Соглашение о воздушном сообщении, в ноябре 1999 г. министр финансов России М.М.Касьянов подписал Конвенцию о взаимной защите инвестиций и капиталовложений, в заключительной стадии находится работа над проектами соглашений о сотрудничестве в области рыболовства и об избежании двойного налогообложения.

Новые перспективы для сотрудничества России и Исландии в области морского рыболовства открываются после подписания в мае 1999 г. трехстороннего российско-исландско-норвежского Соглашения о некоторых аспектах рыбного промысла, снявшего проблему неконтролируемого исландского промысла трески в открытой части Баренцева моря. В ходе планируемого на конец марта - начало апреля 2000 г. визита министра рыболовства Исландии А.М.Матиесена планируется подписать Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

Внимание исландцев сосредоточено на сотрудничестве с отдельными регионами России - Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском, Карелией, Калининградом, Владивостоком и Камчаткой. Посещение Северо-запада России явилось основной целью состоявшегося в начале марта 2000 г. визита министра иностранных дел Исландии Х.Аусгримссона в Россию.

В октябре 1999 г. Исландию с официальным визитом посетила делегация Республики Карелия во главе с председателем Правительства С.Л.Катанандовым.

Доля России в торговом балансе Исландии пока невелика и в 1998 г. составляла 1,6% (46 млн. 446 тыс. долларов США). В общем объеме российско-исландской торговли более половины российского экспорта нефть и нефтепродукты, значительно возросла доля рыбопродукции. (В российском экспорте она составляет почти треть, причем в основном поступает рыба в необработанном виде).

Объем культурных и других связей незначительный и осуществляется исключительно на коммерческих принципах. Установились прочные партнерские отношения Городского театра Рейкьявика с Московским академическим молодежным театром, что явилось свидетельством постоянно растущего интереса исландцев к российскому театральному искусству. В Исландии с успехом прошли мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Поддерживаются связи в'области науки. В 1997 году вышел в свет первый в истории "Русско-исландский словарь", подготовленный исландскими и российскими филологами. Растет взаимный обмен студентами. Имеются контакты между парламентами. В августе 1993 г. в Исландии побывала парламентская делегация из России, а в марте 1999 г. делегация Альтинга во главе с председателем О.Г.Эйнарссоном посетила Россию по приглашению Госдумы. На первое полугодие 2000 г, планируется поездка делегации внешнеполитического комитета Альтинга в Москву, во второй половине 2000 г. ожидается ответный визит делегации Госдумы в Исландию (сроки пока не определены).

Налаживаются партнерские связи между столицами наших стран. Мэр г,Рейкьявика в 1997 и 1998 гг. дважды посетила Москву.

На дорогах острова часто попадаются «Нивы» и «девятки». Говоря про достоинства продукции нашего автопрома, исландцы виновато улыбаются. Самыми знаменитыми россиянами для моих собеседников оказались президент СССР Михаил Горбачев, прилетавший в Рейкьявик на встречу с Рейганом, и Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР, пообещавший однажды сделать Исландию российской тюрьмой, похоже, серьезно напугал островитян, и потому они с интересом справлялись о его дальнейших планах. Из свежих российских знаменитостей исландцам пришелся по душе вокальный дуэт «Тату».

Внутренняя политика

Последние парламентские выборы в Альтинг (май 1999 г.) выявили следующую расстановку политических сил: Партия независимости получила 40,7% голосов (26 мест в Альтинге), Прогрессивная партия - 18,4% (12), предвыборный блок левых партий: "Народного союза", Социал- демократической партии Исландии, Женского избирательного блока и "Народного движения" ("Объединенные левые") - 26,8% (17), Левая Зеленая партия - 9,1% (6), и Либеральная партия - 4,2% (2).

Приступившее к работе 28 мая 1999 года новое "старое" правительство, сформированное Партией независимости и Прогрессивной партией, главной целью поставило задачу сохранения стабильности в обществе и поддержки благоприятных тенденций в экономике.

назад
Hosted by uCoz